Служба заботы о клиентах
26.01.2016

Мы покупаем, нас покупают: что будет с торговлей через пять лет?

Онлайн и офлайн окончательно сольются в виртуально-розничных гипермаркетах, а продавцы будут знать о своих клиентах буквально все. Кому-то это не понравится, но облегчит жизнь — всем.

Торговля без границ

E-commerce — один из самых быстрорастущих сегментов экономики в мире. В Великобритании на е-commerce уже приходится около 15% продаж в сфере ретейла, в США — чуть более 7%, в России — пока около 2,5%.

Потенциал для роста большой, уже очевидно, что создавать розничный бизнес только в офлайне бесперспективно. Лет через пять (или даже раньше), если не случится никаких законодательных и политических катаклизмов, для обычных покупателей полностью исчезнет разделение на покупку онлайн и офлайн. Сейчас в глазах пользователя это принципиально разные процессы, однако с развитием и дальнейшим проникновением мобильных устройств и технологий разница будет только нивелироваться. С развитием мобильных приложений, помогающих подобрать и оплатить товар прямо со смартфона, будет абсолютно нормальным заказать и оплатить все необходимые покупки уже по дороге в магазин. Более того, тот же Google уже начал разработки в области встроенных в мобильные операционные системы «онлайн-гипермаркетов». То, что уже сейчас работает в сфере мобильных приложений и цифрового контента, в обозримом будущем заработает и в других сферах. Через пять лет в России больше 10% товаров будет проходить через онлайн-продажи. И это уже довольно консервативный прогноз.

Как мы покупаем сейчас? Вот я сижу в кафе, пью кофе и думаю: похолодало, а не купить ли мне новые горнолыжные ботинки? Я достаю iPhone, ищу в поиске «горнолыжные ботинки женские», перехожу по нескольким ссылкам, нахожу понравившийся магазин. А дальше — разрыв связи. Я еду в этот магазин, меряю и покупаю ботинки, но маркетологи никогда не узнают, что я нашла их магазин через поиск. А я никогда не узнаю, что через дорогу, в другом магазине, который не давал рекламу в поиске по «горнолыжным ботинкам», они стоят на 20% дешевле.

Уже сейчас в Америке Google тестирует технологию, которая позволит соединить пользователя в онлайне и офлайне с помощью мобильного телефона и специальных маячков в магазинах. Разработка Apple iBeacon уже имеет реальные кейсы использования.

В практическом смысле это означает, что я как покупатель смогу увидеть все магазины, где продают нужные мне ботинки, в радиусе (например) километра от дома, сравнить цены и купить нужную пару по лучшей цене. А магазин узнает точно, как я нашла его, по каким запросам в поиске, и будет инвестировать только в те рекламные каналы, которые приводят покупателей.

Оптимальный маршрут


Сейчас поездка в «Ашан» в выходные (или, страшно сказать, перед Новым годом) — это потеря времени и для покупателя, и для магазина. Кто не попадал в ситуацию, когда идешь со своим списком продуктов по бесконечным рядам, и вдруг оказывается, что нужно возвращаться за необходимым товаром назад? Или вдруг приходишь к фруктам, а яблоки закончились.

Через пять лет все будет не так. Магазин, в котором я покупаю продукты, будет знать, что я заезжаю по субботам, около 12 часов, и через приложение будет напоминать мне запланировать поездку и бронировать место на парковке. Список покупок мой телефон сам синхронизирует со схемой расположения продуктов в магазине (с учетом последних манипуляций мерчандайзеров) и построит для меня оптимальный маршрут по залу. Уже сейчас Facebook — наиболее мощная с точки зрения собственной API социальная сеть — позволяет анализировать ленту пользователей, ссылки, которыми они делятся, группы, в которые вступают. Приложение сообщит мне о скидках на товары, которые я собираюсь купить, подскажет рецепты, которые понравились моим друзьям.

Продуктовые магазины и другие локальные бизнесы наконец-то тоже выйдут в онлайн — сейчас для них это бессмысленная история, локальное таргетирование только начинает развиваться. Активное продвижение беспроводных технологий доступа в Сеть (Wi-Fi в транспорте и общественных местах, анализ геолокальных тегов в соцсетях и т.д.) позволит компаниям находить «горячих» клиентов неподалеку в режиме реального времени. Этот тренд активно продвигается сейчас на западных рынках, неслучайно добрая половина партнеров Google на рынке в США — это компании и сервисы, помогающие бизнесам в локальном интернет-маркетинге.

Знание — сила

Через пять лет почти не останется сайтов, которые выглядят одинаково для всех. Персонализация и сбор информации о каждом из нас движется вперед бешеными темпами. Какой смысл показывать мне платья размера S и XS, если я ношу L? Это просто трата места на сайте. И то, что сайты (а тем более приложения) все еще делают это — просто пережиток прошлого. Уже сейчас ретаргетинг позволяет показывать пользователю те товарные предложения, которыми он интересовался ранее. Системы RTB дают рекламодателям возможность в режиме реального времени торговаться за право показать конкретному пользователю рекламное объявление, что значительно повышает эффективность рекламы и ее релевантность желаниям потребителя.

Через пять лет все будет иначе. Мобильные приложения, понимая наши вкусы и предпочтения, а также размер, рост и вес, будут в день начисления зарплаты на карту отправлять push-уведомления о том, что пора к ним заглянуть. Возможно, профили пользователей (размеры, аллергии, состав семьи, частота покупок, доход) будут настраиваться на уровне смартфонов и будут доступны всем разработчикам приложений под соответствующее устройство.

Тектонические сдвиги в рекламном ландшафте в ближайшие пять лет продолжатся. Страшно представить, что случится с самодельной наружной рекламой, печатным спамом, рекламой в лифтах и подъездах… Локальные рекламодатели наконец-то получат доступ к более эффективным каналам — контекстной рекламе, видеорекламе, программатику. Непременно появятся локальные агентства — специалисты по Подольску, Одинцово или Восточному Измайлово. Их медиапланеры будут лучше всего знать маршруты людей в определенном районе, расположение магазинов, автомоек, роддомов и кофеен и смогут настолько тонко спланировать контекстную рекламу для продуктового магазина, чтобы перехватить пользователя между спортзалом и пиццерией.

Кто-то скажет, что персонализация — это вторжение в личное пространство. Holy war продолжается несколько лет: хорошо ли, если размер твоих трусов знают все магазины белья? Скорее всего, функции персонализации можно будет отключить. Но что получит несчастный пользователь вместе с отключением? Гору спама, рекламу в лифтах, толстые каталоги, где половина не твоего размера или не подходит по цвету. Выбор всегда за нами.

 

Татьяна Костенкова, генеральный директор Aori

Интересные записи

06.04.2016

Прокачайте свои знания контекстной рекламы! Смотрите запись трансляции вебинара и скачивайте презентацию.  

03.07.2018

Количество посетителей на сайте – один из основных показателей его успешности. Целевой трафик значительно увеличивает узнаваемость бренда, число лидов и конверсий. Компании используют различные пути для повышения этого показателя.

 

Среди известных способов привлечения трафика можно выделить SEO-продвижение, контекстную и таргетированную рекламу. Однако в этой статье мы рассмотрим не менее эффективные, которые подойдут как начинающим, так и опытным рекламодателям.

16.07.2018

Instagram – один из важных инструментов современного интернет-маркетинга. Большая аудитория (более 700 млн), интерактивность рекламы и высокая активность пользователей позволяют заниматься продвижением множества товаров и услуг. Не использовать такой эффективный канал – значит ограничить охват и упустить потенциальных клиентов. В этой статье мы расскажем вам:

  • что нужно сделать, чтобы начать продвижение;
  • как подготовиться к работе в данной соцсети;
  • какими способами можно строить рекламную деятельность.