8 800 333 58 78
  • Россия
    8 800 333 58 78
    звонок бесплатный
  • Остальные регионы
    +7 499 709 05 59
    звонок платный,
    за счет абонента

служба заботы о клиентах:


пн-пт 9:00-1:00, сб-вс 11:00-23:00 (Мск)

8 800 333-58-78

пн-пт 9:00-1:00, сб-вс 11:00-23:00

help@aori.ru

Исследование Aori: банковские услуги и кредитование для малого и среднего бизнеса 01.12.2014

Какую роль банковская сфера играет в формировании малого и среднего бизнеса в России?

С начала 2013 в России сохраняется непростая экономическая ситуация для ведения и развития малого бизнеса. Увеличение налоговых сборов в Пенсионный фонд в прошлом году повлекло к массовому закрытию мелких предприятий. По данным мониторинга «Ernst & Young», только 3,4% компаний малого бизнеса существуют на рынке более трёх лет. В 2014 году общеэкономическая в стране ситуация не улучшилась. События на Украине, введение санкций, снижение цен на нефть, рост курса основных валют, доллара и евро, а также обсуждение введения новых поправок – дополнительных налоговых сборов с малого бизнеса – в Налоговый кодекс – все эти факторы не могут не влиять на бизнес-ситуацию в стране и условия для ведения бизнеса. Как следствие, они оказывают влияние и на состояние рынка интернет-рекламы, ведь маркетинговые планы многих компаний оказываются пересмотрены или заморожены.

Но малый и средний бизнес продолжает существовать и развиваться в любых условиях, даже в крайне непростом 2013 году, согласно исследованию Aori и «Опоры России», количество индивидуальный предпринимателей в стране увеличилось на 25%.

Предметом нашего нового исследования стали взаимоотношения малого бизнеса и банковской сферы, оценка технологичности малого бизнеса и его присутствия в интернете.

Мы опросили 1500 предпринимателей, представителей компаний малого и среднего бизнеса. Для этого мы составили анкету из 12 вопросов, касающихся взаимоотношений малого бизнеса и банковского сектора.

Результаты опроса представлены на диаграммах в процентном соотношении от общего числа респондентов.

Вопрос 1. Услугами какого банка вы пользуетесь?


Как видно из диаграммы с результатами, российский малый бизнес чаще всего доверяет свои средства государственному "Сбербанку" (44%). Отчасти это объясняется экспансией "Сбербанка", он обладает самой большой сетью филиалов по стране. С другой стороны, владельцы частных бизнесов все ещё не вполне доверяют коммерческим банкам. ВТБ, чьи 60,9% принадлежат государству, и дочерний банк группы ВТБ – ВТБ24, специализирующийся на работе с частными лицами и кредитовании малого бизнеса, обслуживают только 6% ответивших, а крупнейшие частные банки страны "Промсвязьбанк" и Альфа набрали вместе 14%. Интересно, что 36% наших респондентов пользуются услугами банками не из пятерки перечисленных гигантов банковского сектора. Скорее всего, это коммерческие банки с меньшей капитализацией, сумевшие заинтересовать предпринимателя интересным маркетинговым предложением.

Вопрос 2. По каким критериям вы выбрали банк для вашей организации?


Надежность в нашей стране – фактор номер один. И хотя обесценивание денежных средств и ценных бумаг в 1991 году и дефолт 1998 года научили россиян не доверять никаким банковским организациям, при выборе банка его капитализация и опыт работы на рынке играет решающую роль. Так сказали 27% респондентов. Кроме того, важны комиссия за обслуживание юрлиц (это отметили 16%), количество филиалов (19%) и то, что этот филиал есть в вашем городе, а еще лучше в вашем районе (17%).

Вопрос 3. Менялся ли банк, где обслуживается ваша организация?

Выбор обслуживающего банка для малого предприятия – это операция, которая совершается один раз и навсегда. И если все-таки предприниматель порывает с банковской организацией, то только чтобы прочно "осесть" в другом банке. Только 3% экспериментировали с выбором обслуживающей организации, неоднократно меняя банки.

Вопрос 4. Довольны ли вы качеством услуг, предоставляемым вам банком?

Подавляющие большинство ответивших (95%) не намерено в ближайшее время менять обслуживающий их бизнес банк. Даже если они им не очень довольны – так ответили 36%. Эти результаты дополняют ответы на 3-й вопрос.

Важный фактор – изменение номера банковского счета может быть попросту неудобно для текущего ведения дел, поэтому многие предприниматели предпочитают оставаться со своим первоначальным выбором, а не искать банк с предположительно лучшими условиями обслуживания.

Вопрос 5. Какую из перечисленных ниже услуг вы используете?

Почти треть всех ответивших использует в работе интернет-банкинг. Обслуживание расчётного счета организации и расчётно-кассовое обслуживание используют 20% и 22% соответственно. Популярность использования интернет-банкинга малым бизнесом предсказуема, ведь многие операции, совершаемые через интернет-банк, облагаются меньшей комиссией, чем совершаемые с помощью сотрудника банка в одном из его филиалов. Объяснение простое – сотруднику, в отличие от интернет-приложения, которым является онлайн-банк, нужно платить зарплату, и скорее всего ещё оплачивать аренду здания, где базируется филиал.

Самые интересные цифры связаны с кредитованием. Более 15% опрошенных сказали, что пользуются теми или иными услугами банковского кредитования. И чаще всего берут средне- или долгосрочные кредиты, что свидетельствует о потенциале этих компаний для дальнейшего развития и расширения бизнеса.

Вопрос 6. Используете ли вы систему дистанционного банковского обслуживания?

Более половины респондентов использует системы дистанционного банковского обслуживания, а, проще говоря, онлайн-банкинг и мобильный банкинг. Хотя кроме этих двух самых распространённых форм существует ещё много разных банкингов, которых объединяет одно – пользуясь ими, для выполнения операций не нужно приходить в отделение банка.

57% активно используют онлайн-банкинг, 27% используют его нерегулярно и только 16% ещё не открыли для себя все плюсы от возможности делать переводы, не отрывая глаз от экрана, а рук от клавиатуры. Но мы уверены, что и эти 16% подтянутся в ближайшее время.

Малый и средний бизнес хочет быть мобильным, и дистанционные системы управления – их количество, качество и постепенно, но быстро растущая популярность – во многом этому способствуют. Если обычный клиент (физическое лицо) может, например, оформить вклад с большим процентом только через онлайн-банк, то для юридических лиц использование онлайн-банкинга монетизируется в меньшую комиссию за ведение счета и разные приятные бонусы. А у малого бизнеса каждая копейка на счету. Так что малый бизнес будет все чаще отдавать предпочтение дистанционному обслуживанию. Добавим к этому, что интернет-технологии развиваются и степени защиты онлайн-переводов усиливаются, а способы шифрования становятся ещё сложнее.

Вопрос 7. Каким образом вы осуществляете перевод заработной платы вашим сотрудникам?

В век, когда Папа Римский отправляет твиты с Айпада, зарплата в конверте – одновременно и пережиток, и неявный признак мухлежа с налоговой отчетностью. Хотя банковским карточкам доверяют не все, и кто-то по старинке предпочитает пересчитать зарплату после получки. 61% выплачивает зарплату своим сотрудникам на карточку. Это свидетельство того, что технологии, связанные с банковскими карточками уже не смущают предпринимателей, и являются шагом к большей прозрачности и мобильности бизнеса.

Вопрос 8. Сталкиваетесь ли вы с необходимостью получения кредита на развитие вашего бизнеса или поддержание его текущей ситуации?

Вопрос 9. В случае возникновения необходимости в дополнительных денежных ресурсах для бизнеса, каким образом вы предпочитаете их получать?

41% ответивших рассматривают кредит в качестве источника пополнения денежных средств на развитие и поддержание бизнеса. Но ещё больше предпринимателей не пойдет в банк за кредитом, а достанет необходимые средства из собственного кармана – 43% сказали, что компенсируют нехватку средств из личных накоплений. И ещё 14% займут, но не у банка, а у родственников и знакомых.

Важнее другие цифры. Ведь кредит – у банка или родственника – предприниматели берут для развития своего бизнеса. Малый бизнес хочет и готов развиваться. А 2% даже готовы привлечь для развития сторонних инвесторов.

Вопрос 10. Получали ли вы корпоративный банковский кредит для вашего бизнеса?

Корпоративное кредитование – это вид кредитования малых предприятий, при котором источником погашения кредита прибыль от деятельности предприятия. Выдаются подобные кредиты в том числе и без залога (зависит от годовой выручки предприятия) и на создание бизнеса.

Почти 20% пользовались корпоративным кредитом, а 12%, чей бизнес развивается наиболее активно, делают это регулярно. 62% не прибегало к услугам кредитования, что, скорее всего, свидетельствует от нежелании предпринимателей в тяжелый экономический период обременять себя выплатами по кредитам и ждут лучших времен. 19% хотели бы взять кредит, но увы, не смогли предоставить банкам подтверждение своей кредитоспособности.

Вопрос 11. В чем основная сложность получения кредита для малого/среднего предприятия?

Высокие проценты ставки по кредитам (36%) и бюрократия (58%) – вот два самых трудных для преодоления барьера для малого бизнеса. Действительно, многие банки предпочитают осторожничать в том, что касается выдачи кредитов, и для предпринимателей сбор документов, доказывающих финансовую состоятельность предприятия, может оказаться неподъёмным камнем.

Вопрос 12. Как вы оцениваете изменения в работе банков с кредитованием малых и средних предприятий за последний год?

75% респондентов заявили, что условия кредитования за последний год не изменились. 6% (кому, возможно, удалось взять кредит на выгодных условиях) сказали, что ситуация улучшилась, а для 19% (кому, вероятно, не посчастливилось с кредитом) она стала только хуже.

Как мы видим из результатов исследования, более половины предпринимателей малого и среднего бизнеса пользуется дистанционными средствами банковского обслуживания – присутствие бизнеса в интернете высоко и будет расти. Более 60% респондентов переводят заработную плату своим сотрудникам на банковскую карту, а значит, бизнес хочет быть более технологичным и мобильным и растёт его доверие к технологиям.

15% наших респондентов рассказали, что в той или иной форме пользовались банковским кредитованием, 5% из них брали кредиты на долгий срок. Респонденты готовы брать кредиты, занимать у друзей и родственников и использовать личные сбережения, чтобы развивать свой бизнес. Это не может не обнадёживать. То, что малый бизнес берет кредиты на долгие сроки свидетельствует о потенциале дальнейшего развития предприятия. Интернет все чаще воспринимается как друг, товарищ и верный инструмент продвижения бизнеса. А развитие и продвижение – это в первую очередь вложения в маркетинг и рекламу. 

 


Контекст в России продолжит двузначный рост
10.06.2013

Российский рынок интернет-рекламы имеет колоссальные возможности для роста, считают в консультационно-аудиторской компании PwC

Новая фича помогает следить за эффективностью кампаний
24.07.2013

На странице «Мои кампании» появился новый значок - «лайк», – который показывает, хорошо ли идет кампания

Найти и обезвредить частые ошибки в рекламной кампании. Материалы вебинара Aori и Google в открытом доступе!
06.04.2016

Прокачайте свои знания контекстной рекламы! Смотрите запись трансляции вебинара и скачивайте презентацию.  

Умри, но не сейчас, или как создать первую контекстную кампанию
25.07.2013

Если вы думаете, что запустить контекстную рекламу очень просто, то попробуйте объяснить своей маме, что такое «аукционный принцип ценообразования»